Возврат к списку



Журнал "Системы безопасности" №3, июнь-июль 2010 /

Профилактика или лечение систем безопасности?

Для обеспечения бесперебойного функционирования систем безопасности необходимо осуществлять регулярное техническое обслуживание оборудования. Зачастую по истечении гарантийного срока после установки систем их обслуживание ведется своими силами. При этом руководители многих компаний исходят из того, что если система работает удовлетворительно, то и обслуживать ее не надо, а когда она выйдет из строя, пригласим специалистов. О последствиях такого подхода и различных формах сервисного обслуживания систем безопасности рассказывает Олег Пуговкин, управляющий директор компании «АРМЭКС».

1. В чем заключается специфика технического обслуживания систем безопасности? Какие системы, на Ваш взгляд, можно обслуживать своими силами, а что лучше передать специалистам?

Незаменимость и незаметность — этими двумя словами можно охарактеризовать всю специфику работы систем безопасности: при всей важности и серьезности возлагаемых на них задач (непрерывно обеспечивать безопасность людей, имущества, оборудования и самого здания) чаще всего работа этих систем не привлекает внимания.

Для большинства людей безопасность абстрактна: мы все чувствуем себя защищенными до тех пор, пока что-нибудь не случится, будь то мелкие кражи в офисе или же возгорания, наносящие весьма значительный ущерб. Для того чтобы безопасность была не видимой, а реальной, необходимо уделять должное внимание работоспособности охранного оборудования и его своевременному техническому обслуживанию.

Вопрос о том, кому доверить обслуживание систем безопасности, решается владельцем либо арендатором здания. Если рассматривать весь комплекс систем безопасности, в который входят охранное телевидение, контроль доступа, охранная и пожарная сигнализация, то обязательным является ежемесячное обслуживание пожарной сигнализации, осуществлять которое могут только специализированные организации с лицензией МЧС на проведение данных работ.

Сервисное обслуживание других систем остается на усмотрение владельца и выполняется либо собственной службой безопасности, либо внешними специалистами в случае сбоев или поломки оборудования, или же профессиональной сервисной организацией, которая берет на себя все заботы о поддержании охранного оборудования в рабочем состоянии и продлении срока его службы. При этом владельцы не всегда оценивают потери, которые могут возникнуть из-за неисправной работы систем безопасности, в сравнении с затратами на их сервисное обслуживание и ремонт. Поэтому необходимо помнить о высокой стоимости профессионального охранного оборудования и о том, что его замена или ремонт обходятся намного дороже, чем своевременное обслуживание и профилактика.

2. Существуют ли какие-либо стандарты, регламентирующие процесс обслуживания систем безопасности?

В основном это касается работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем пожарной сигнализации, порядок проведения которых определяется на основании норм противопожарной безопасности (НПБ) и целого ряда руководящих документов (РД 009-01-96, РД 009-02-96, РД 25 964-90).

Что же касается систем видеонаблюдения, контроля и управления доступом, а также охранно-тревожной сигнализации, то каких-либо стандартов (ГОСТ, СНИП и т.п.) на их регламентное обслуживание в российском законодательстве не предусмотрено. Поэтому каждая сервисная компания исходит из своего опыта и формирует собственный регламент на проведение работ по техническому обслуживанию CCTV, СКУД и СОТС. Перечень необходимых регламентных работ и периодичность проведения ТО корректируется в соответствии с техническими требованиями на каждом отдельно взятом объекте и согласовывается с заказчиком.

3. Что именно входит в регламент по сервисному обслуживанию систем пожарной сигнализации?

Исправной работе и надежному функционированию систем пожарной сигнализации, включающей в себя системы оповещения, дымоудаления и пожаротушения, уделяется, пожалуй, наиболее пристальное внимание в процессе обслуживания.

В соответствии с нормами противопожарной безопасности (НПБ) и приказами МЧС РФ пожарная сигнализация подлежит обязательному ежемесячному обслуживанию специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию МЧС. При этом регулярные проверки органами Госпожтехнадзора, а также наличие актов об исправной работе системы пожарной сигнализации и договора на ее сервисное обслуживание являются важными факторами при оценке стоимости и страховании имущества.

В кратком изложении регламент работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации включает в себя такие основные мероприятия, как:

· осмотр оборудования на предмет видимых повреждений;

· проверка работоспособности оборудования и программного обеспечения;

· проверка и корректировка настроек системы;

· профилактическая чистка системных блоков и узлов;

· снятие показаний силы тока, напряжения и сопротивления на блоках питания;

· проверка и по необходимости ремонт разъемов и соединений.

Из практики компании «АРМЭКС» по аварийному и сервисному обслуживанию пожарной сигнализации клиентов, чаще всего приходится иметь дело с результатами вмешательства человеческого фактора. Например, забывают суп в микроволновках, не выключают обогреватели или во время ремонта нарушают линии связи систем сигнализации. Отдельная проблема — это ручные пожарные извещатели в офисах: их постоянно дергают и срывают, не задумываясь о том, что при срабатывании ручного извещателя автоматически включается пожарная сигнализация.

4. Какие мероприятия необходимо проводить для поддержания работоспособности систем охранной сигнализации? И на каких объектах это особенно важно?

В отличие от пожарной сигнализации наличие системы охранно-тревожной сигнализации не является обязательным, и решения о ее установке и сервисном обслуживании принимаются исключительно собственником. Чаще всего СОТС устанавливается на объектах с повышенными требованиями к безопасности: банки, крупные офисные здания, госучреждения, ювелирные и оружейные магазины, аптеки и медицинские учреждения, музеи и выставочные центры.

Регламент работ по техническому обслуживанию СОТС во многом аналогичен пожарному регламенту: осуществляется проверка работоспособности системы в целом и отдельных ее элементов (контрольных панелей, охранных датчиков, оповещателей, пультов, источников бесперебойного питания), а также производится тестирование корректной работы программного обеспечения. В плане технического обслуживания СОТС, пожалуй, самая неприхотливая система, поскольку сама выполняет диагностику центрального и периферийного оборудования и в случае обнаружения неисправностей своевременно предупреждает оператора службы безопасности.

Основные заботы по сервисному обслуживанию охранной сигнализации связаны с необходимостью частой настройки ее параметров на программном уровне: время срабатывания сигнализации, смена паролей, корректировка направления датчиков и др. За исключением наиболее простейших панелей охранной сигнализации перепрограммирование системы требует привлечения квалифицированных специалистов со специализированным оборудованием и программным обеспечением.

В практике «АРМЭКС» был один курьезный случай, связанный с обслуживанием системы охранной сигнализации одного объекта, помещения которого находились в здании научного медицинского института. Приблизительно 1–2 раза в месяц из лабораторий института убегали подопытные мыши, которые быстро разбегались по всему зданию и постоянно перегрызали кабели систем безопасности нашего заказчика.

5. В чем особенности технического обслуживания систем телевизионного наблюдения?

Среди особенностей я выделил бы, в первую очередь сезонный фактор в техническом обслуживании систем видеонаблюдения, особенно камер наружного наблюдения. Наш климат диктует свои условия: в холодное время года это выражается в систематическом запотевании стекол термокожухов, падении на камеры сосулек, обрывах проводов из-за большого количества снега; в остальное время — это вечная пыль, грязь и т.п. Поэтому мы рекомендуем клиентам проводить ежеквартальное техническое обслуживание CCTV, в перечень работ которого входят проверка качества видеосигнала, контроль питающих напряжений, резервное копирование информации, проверка углов обзора телекамер и при необходимости их регулировка.

Пристального внимания в CCTV требуют и устройства цифровой видеозаписи (DVR), которые особо чувствительны к перепадам напряжения. Поэтому необходимо регулярно проверять работу блоков бесперебойного питания, наличие в них зарядного тока, емкость и срок службы аккумуляторов и т.п. Нередко встречаются и такие ситуации, когда вроде бы все работает, видео пишется, но стоит чему-нибудь случиться, и оказывается, что архив перезаписывается не ежемесячно, а через две недели и поэтому требуемая архивная видеоинформация стирается раньше времени. В связи с этим мы регулярно проверяем глубину архива для каждого устройства, при необходимости перенастраиваем качество и скорость записи. На случай выхода из строя оборудования мы рекомендуем заказчику иметь ЗИП или же предлагаем замену из собственного подменного фонда.

6. Какие работы проводятся в рамках сервисного обслуживания систем контроля и управления доступом?

В сервисное обслуживание СКУД входит проверка работоспособности считывателей, электромагнитных замков, регулировка дверных доводчиков; контроль питающих напряжений; тестирование программного обеспечения, создание резервных копий баз данных, а также ремонт механически изнашивающихся элементов. По общему количеству внеплановых вызовов СКУД является наиболее проблемной системой. Чаще всего из строя выходят считыватели, в результате чего блокируются двери и люди не могут пройти, или же противоположная ситуация — постоянно срывают УРД-кнопки (устройство разблокировки дверей) и проход становится неконтролируемым. Помимо этого, контроллеры СКУД крайне чувствительны к колебаниям напряжения питания — при резких перепадах они зависают, и их приходится перезапускать.

Показательный случай произошел на одном из обслуживаемых нами объектов, когда системный администратор оказался заблокирован в серверной комнате. Эта ситуация возникла из-за установки ограничения доступа в данное помещение после 22.00, поэтому карта доступа администратора перестала действовать и дверь можно было открыть только с помощью специального ключа Keyswitch. Подобные ситуации часто случаются и в праздничные и выходные дни, когда администратор СКУД заблаговременно не перенастроил систему.

7. На что стоит обратить внимание при выборе сервисной компании?

Чтобы иметь гарантии в получении своевременной и квалифицированной технической поддержки со стороны сервисной организации, заказчику следует ориентироваться на крупные компании с опытом работы на рынке, которые имеют в своем штате достаточное количество специалистов для обслуживания широкого спектра охранного оборудования. Во-первых, такие компании всегда находятся под пристальным вниманием контролирующих органов, поэтому уделяют постоянное внимание повышению квалификации своих сотрудников, а также соблюдению правил техники безопасности и охраны труда. Во-вторых, если говорить о таких крупных многопрофильных холдингах, как «АРМО», то можно рассчитывать на постоянно поддерживаемый склад ЗИП, а также возможность взять необходимое оборудование в аренду. Помимо этого, оперативное реагирование на заявки, профессиональные консультации по телефону, достаточный ресурс людей для выполнения срочного и большого объема работ, предоставление транспорта, оформление страховки на время сервисного обслуживания и др. услуги, на которые можно рассчитывать при выборе профессиональной компании по сервисному обслуживанию систем безопасности.

И в заключение хотелось бы развеять миф о высоких расценках на услуги сервисных компаний. В среднем ежемесячное обслуживание систем безопасности небольшого офиса сервисной компанией обойдется примерно в ту же сумму, что и содержание в своем штате одного сервисного инженера, но при этом отпадает необходимость в постоянном рабочем месте и исключаются расходы на повышение его квалификации.



12 Августа 2016 /

Особенности интеллектуальных зданий и их эксплуатации

За последнее время количество реализованных проектов интеллектуальных зданий в России существенно увеличилось. Заказчики все чаще требуют строительства сложной инженерной и ИТ-инфраструктуры, способной оптимизировать процессы внутри компании, а также снизить расходы на содержание и эксплуатацию здания. Производители и интеграторы оборудования приводят убедительные аргументы в пользу использования различных систем BMS. Однако так ли все обстоит в действительности, как это обещают, и что ждет заказчика после ввода объекта в эксплуатацию?



11 Июня 2015 /

Планово-предупредительный ремонт – единых стандартов нет

Журнал «Административный директор» пригласил обсудить вопрос планово-предупредительных ремонтов Алену Кулаченкову, директора по административным вопросам ООО ИКБ «Совкомбанк», и Станислава Журина, коммерческого директора компании «АРМЭКС», профессионально занимающейся эксплуатацией недвижимости.